Самые громкие события казахстанского кино

Сенсации в казахстанском кинематографе в последнее время происходят почти каждый год, и утверждать, что именно этот фильм или фестиваль разделил мир на «до» и «после», сложно. Впрочем, как говорится, каждый случай частный и неповторимый. Мы выделили самые важные события от начала до наших дней.


Так, в 1934 году была основана Алма-Атинская студия кинохроники, которую в 60-е годы переименовали в Казахфильм. Благодаря ей, в Казахстане было снято множество фильмов и зажжено колоссальное количество звезд актерского и режиссерского мастерства.


Точка отсчета




Начало казахстанского кинематографа принято считать с фильма «Амангельды», вышедшего на экраны в 1938 году. «Амангельды» стал огромным событием в культурной жизни КазССР – зрители, выходя из зрительного зала, вновь становились в очередь за билетами на следующий сеанс. Однако дальнейшее развитие казахстанского кинематографа замедлилось из-за Второй мировой войны. 



В 60-е годы в Казахстане стали активно снимать фильмы о войне. Одним из наиболее ярких представителей послевоенного кинематографа в Казахстане является Шакен Айманов. В его честь назвали легендарный Казахфильм.



Такие фильмы, как «Наш милый доктор» (1957), «Конец Атамана» (1970), «Ангел в тюбетейке» (1968) по праву завоевали статус культовых. Также в 1973 году Толомуш Океев снял фильм «Лютый» по мотивам романа Мухтара Ауэзова «Серый лютый». Вместе с советскими гражданами историей мальчика и волка прониклись зарубежные зрители. После премьеры картина была отмечена несколькими международными наградами.




Картина «Земля отцов» стала для режиссера Шакена Айманова девятым по счету фильмом. Он был отмечен семь раз на кинофестивалях и международных смотрах.



Также в эти годы снимали свои фильмы Абдулла Карсакбаев, Мажит Бегалин, Султан Ходжиков. Можно утверждать, что режиссеры 60-х годов определили лицо казахстанской классики. Кинематограф периода СССР является точкой отсчета для развития кино сначала перестроечного, а затем и независимого Казахстана.


Перестройка


Еще до обретения независимости казахстанское кино стали узнавать во всем мире. Режиссеры представляли свои фильмы на различных международных кинофестивалях. 1989 год принес отечественному кино первые призы на престижных международных кинофестивалях: лента «Прикосновение» была показана в конкурсе Нантского кинофестиваля, «Волчонок среди людей» – во Франкфурте-на-Майне и в Лиссабоне, премьера «Влюбленной рыбки» состоялась в Нью-Йорке. Позже картина Д. Омирбаева «Кардиограмма» шла во Франции в прокате два месяца, «Жизнеописание юного аккордеониста» С. Нарымбетова удостоено шести призов во главе с премией Жоржа Садуля Французской академии, «Фара» А. Карпыкова получил приз за лучшую мужскую роль на Московском кинофестивале.