Гендерное неравенство пришло от культурного наследия, а не от ислама

Как ислам защищает права женщин



Мусульманка Джамиля Рахимова считает, что, вопреки распространенному стереотипу, ислам защищает права женщин. Там все равны. По ее мнению, гендерное неравенство пришло не от ислама, а от культурного наследия. 


Девушку зовут Джамиля Рахимова, ей 29 лет, замужем, воспитывает двоих детей. Она трудится в сфере дизайна, а также преподает достаточно популярное направление. Хотя по специальности финансист. В ходе лектория «Наука в осколках», который был посвящен положению женщин в обществе, она попыталась развеять некоторые мифы, стереотипы и предрассудки, к которым мы привыкли. 


Мы с моим мужем родились в совершенно обычных светских семьях, где ислам - это больше национальные традиции. Однако я с детства задавалась вопросами духовности, зачем мы здесь живем, зачем появились тут, - о поиске себя и смысла жизни. Я находила ответы в разной литературе, будь то художественная, биографическая или психологическая. Но тогда молодость не давала задуматься о каких-то глобальных вещах. Более серьезно мы к этому пришли, когда я была замужем, и у нас появился первый сын, - рассказывает Джамиля Рахимова. 


Она утверждает, что, в первую очередь, ислам дал ей ответы на глобальные вопросы о смысле жизни, об устройстве этого мира. Девушка также заявила, что в исламе существует четкое правило: нельзя делать что-то просто так, лишь потому что имам в мечети это сказал. Всегда должно быть доказательство конкретным действиям. 


Это положение, что всегда нужно доказательство, оно меня подкупило. Таким образом, наша религия остается чиста и далека от каких-то заблуждений или умозаключений ученых и имамов. Использую это правило, когда я начинаю разговаривать с кем-то из родителей или своего окружения. Они любят говорить, наши бабушки делали так и так. Здесь я всегда стараюсь объяснить, что в исламе этого может не быть, к примеру, пожарить лепешки в пятницу. Кажется, что та же самая кража невест всегда касается мусульман, что это их традиции. На самом деле, нет никакой связи. Если кто-то говорит что-либо вам об исламе, в первую очередь нужно требовать доказательства, - добавила Джамиля. 


Но самым сложным для девушки была полная смена гардероба. Джамиля Рахимова боялась осуждения со стороны социума и близких людей.


Для меня это была сложная тема. Ведь религия - это одно, а хиджаб - вещь материальная, говорящая о яркой религиозной идентичности. Во-первых, это смена гардероба, нужно было взять и поменять все свои вещи. Это было в моем сердце, но претворить это в реальную жизнь было страшно перед социумом, перед тем, что меня будут осуждать, тыкать пальцем. Еще мешали стереотипы, что мусульманка необразованная, немодная, несовременная. Это сильно давило на меня. Все происходило именно так, как я и боялась. После того, как я покрылась, все, начиная с моих близких людей, меня осуждали. Мама устроила мне скандал, Джамиля, не может быть такого, что ты 25 лет прожила вот так, а за несколько месяцев хочешь поменяться. Мне не верили, что это желание от всего сердца. В меня на самом деле тыкали пальцем, задавали бестактные вопросы. Абсолютно незнакомые люди подходили и могли сказать, вот тебе жарко или неудобно. Чаще всего это аргументировалось тем, что казашки никогда не носили хиджаб, что это не наше, навеяно чужой культурой, - сетует девушка. 


Джамиля Рахимова считает, обвинять казашку в том, что она подражает чужой культуре, неверно. 


Мы все всегда кому-то подражаем, тем более, в современном обществе. Я всегда завидовала сестрам мусульманкам, которые одели платок и чувствовали себя супер-комфортно, для них это было облегчение. Помимо того, что для меня хиджаб - это поклонение всевышнему, есть огромная роль хиджаба в моей жизни. Это выход из зоны комфорта, перестать бояться осуждения. Во всем мире он ассоциируется с ограничениями, с угнетением женщин, а у меня он стал неким символом свободы от предрассудков, страхов. Хотя, возможно, для кого-то это звучит саркастично. Это научило меня слушать свое сердце и не бояться того, что будут говорить люди. Постепенно меня приняла и мама, и остальные родственники, и друзья. Они, конечно, шутят на эти темы, но я, в любом случае, принимаю это мягче и легче, - говорит Джамиля.


Она утверждает, что в нашей стране продолжается дискриминация мусульманок в хиджабах, начиная с устройства на работу. Их не берут в банк, в акимат, в госучреждения.


Лишь отдельные частные компании берут мусульманок на работу, и то, чаще всего, если сам руководитель мусульманин или человек, который относится к этому лояльно. Помимо найма на работу, зачастую присутствует подозрительный взгляд. Также, в Казахстане хотят запретить черный цвет. Хотя в Коране не указано, что женская одежда должна быть именно черной, а мужская белой. Да, есть национальная арабская одежда и там все ходят в черном. Меня это не задевает, я могу носить любой цвет, но есть девочки, которые любят черный цвет, - добавила девушка. 


Безусловно, считает Джамиля, безопасность нашей страны важна, необходима борьба с радикальным исламом, с терроризмом. Но это не должно начинаться с того, чтобы запретить носить бороду, черное, широкое и т.д. В принципе, те люди, которые попадают под влияние радикальных организаций, как правило, относятся к уязвимым слоям населения.



По ее мнению, нужно начинать с улучшения образования, занятости молодежи. Государство должно понимать, что образованный мусульманин, который вышел из благополучной семьи, у которого есть возможность зарабатывать в своей стране, не уйдет в радикальные группировки.

Касательно того, что мусульманство – чуждая для нас культура, нужно проявлять патриотизм. Ведь от того, что я с утра до вечера буду ходить в национальной одежде, моя жизнь не станет лучше. Патриотизм начинается с того, чтобы собрать мусору себя во дворе, воспитать хороших, образованных детей, помогать бабушкам. Сейчас во всем мире идет всеобщая глобализация, и толерантность в наше время очень важна. Общность интересов и коллективность на первом месте, а дальше не важно, во что ты одет и к какой субкультуре относишься и какой у тебя цвет кожи. Любая вера не имеет ни нации, ни расы, - заявила Джамиля Рахимова.



Стоит отметить, что девушка развеяла миф о том, что в исламе женщина угнетена. Гендерное неравенство пришло от культурного наследия некоторых государств.


В Коране женщина не ставится ниже или выше мужчины. Там все равны. Когда ислам появился в нашем регионе, он оказал большое влияние на вопросы гендерного равенства. Конечно, есть тенденция, что неравенство в арабских странах выше, чем в Европе. Но это зачастую не обусловлено исламом. Ведь зачастую религиозные заповеди являются культурным наследием или продуктом мышления мужчин. Гендерное неравенство пришло не от ислама, а от культурного наследия. Ислам призван защищать права женщин, их интересы. Если брать пример из жизни пророка, то первый человек, который принял ислам была женщина, женщины же и передали больше всего хадисов. Самый древний университет тоже открыла женщина, - говорит девушка.