Казахстан на «Оскаре»



Премия «Оскар» уже давно стала синонимом хорошего кино. Впервые Казахстан выдвинул фильм на соискание премии в 1991 году, и с 2006 года ежегодно продолжает выдвигать кинокартины отечественного производства. За годы независимости фильмы от Казахстана выдвигались 12 раз, плюс два раза в советское время. Однако о себе страна заявила на «Оскаре» в 1974.


Лютый



Впервые казахстанцы номинировались на премию в 1974 году. Тогда фильм «Лютый», снятый по мотивам рассказа Мухтара Ауэзова «Серый Лютый», был выдвинут от СССР, чтобы побороться в номинации «Лучший иностранный фильм». Фильм производства киностудии «Казахфильм» снял кыргызский кинорежиссер Толомуш Океев. В нем снимались казахские и кыргызские актеры. События картины разворачиваются в дореволюционные времена. Мальчик Курмаш рано лишился родителей. Пастух Ахангул, его дядя, сознательно и целеустремленно воспитывает Курмаша в духе самой настоящей волчьей философии: «в жизни побеждает тот, кто сильнее, злее и беспощаднее других». Сам он хлебнул в жизни немало горя и не верит уже в силу добра, поклоняется только злу. Он мешает мальчику воспитывать прирученного волчонка Лютого. На «Оскаре» фильм не попал ни в один из шорт-листов.


Чужая белая и рябой



Следующая попытка была в 1986 году. Совместный фильм «Казахфильма» и «Мосфильма» «Чужая белая и рябой» режиссера Сергея Соловьева был выдвинут от СССР и опять не попал ни в один из шорт-листов. В этом фильме на большом экране был показан город Актобе, где проходили съемки. Голуби — одна из самых ярких примет послевоенного счастливого детства. Однажды появилась над городом прекрасная белая голубка. Фильм снят по мотивам повести Бориса Ряховского «Отрочество архитектора Найденова». В отличие от автобиографической повести, которую Борис Ряховский писал по воспоминаниям из своего детства, в фильме эти воспоминания были поданы от лица советского космонавта Владимира Джанибекова.


Гибель Отрара



В 1991 году на «Оскар» выдвинули «Тень Завоевателя» или «Гибель Отрара» режиссера Ардака Амиркулова, по сценарию россиян Алексея Германа и Светланы Кармалиты. Этот исторический фильм о героической защите древнего Отрара от войск Чингисхана не получил номинации.


Кочевник



Кинокартину «Кочевник» Талгат Теменов снял совместно с Сергеем Бодровым и Иваном Пассером. Она выдвигалась на «Оскар» в 2006 году после длительного перерыва. Это казахско-французский фильм 2005 года. Он основан на второй книге из трилогии «Кочевники» Ильяса Есенберлина. Сюжет рассказывает о юноше Мансуре, которому предначертано судьбой стать великим воином, объединить разрозненные казахские племена и навсегда изгнать из казахской степи Джунгарскую орду. Эта исполненная лиризма притча о подлинной любви, самоотверженной дружбе, верности долгу построена на реальных исторических событиях, происходивших в XVIII веке. Историческая основа фильма — биография Абылай-хана. К слову, фильм был закончен еще в 2004 году, но продюсеры, посмотрев картину, решили инвестировать в нее дополнительные средства, потребовав от создателей доснять батальные сцены и расширить романтическую линию. Не согласившись с ними, проект покинули режиссер Иван Пассер и оператор Юли Стейгер, а на их место пришли Сергей Бодров и Дэн Лаустсен. Сценарий попросили написать азербайджанца Рустама Ибрагимбекова, а также пригласили сняться несколько голливудских кинозвезд. Но на конкурсе за «Оскар» фильм никак себя не проявил.


Монгол



«Монгол» – фильм Сергея Бодрова, совместный кинопроект Казахстана с Россией и Германией. В 2007 году выдвигался на премию «Оскар».


Кино рассказывает историю Чингисхана. Мальчик Тэмуджин, которому предстоит стать Чингисханом, повелителем половины мира, прошел через голод, унижения, рабство. На него охотились, его пытали и предавали. Он выжил, хотя казалось, что это невозможно. Его сила, ум и воля к жизни были несравнимы с возможностями обычного человека. Его поддерживала любовь Борте, первой и любимой жены, которую у него никто не смог отнять.


Он был наиболее близок к тому, чтобы быть признанным лучшим иностранным фильмом. «Монгол» попал в короткий список номинантов из пяти кинокартин. Но лучшими были признаны «Фальшивомонетчики» австрийского режиссера.


Тюльпан



В 2008 году фильмом-претендентом от Казахстана стал «Тюльпан». Он рассказывает современную историю в казахском ауле. Режиссер и сценарист картины — уроженец Шымкента Сергей Дворцевой, переехавший в 1990-е в Москву. Фильм снимался 4 года в степях Бетпак-Далы, Южно-Казахстанской области. Пост-продакшн проходил в Германии, Швейцарии и Польше. Наряду с профессиональными актерами в съемках были задействованы и люди, которые никогда не снимались в кино. Так на эпизодические роли привлекалось местное население поселка, где проходили съемки. В фильме бывший моряк Аса после демобилизации возвращается в родные степи. Он живет в юрте своей старшей сестры Самал и ее мужа Ондаса, которые имеют троих детей. Аса хочет стать чабаном и мечтает создать свой дом с солнечной батареей и водопроводом. Чтобы получить стартовое поголовье овец, ему выдвигают условие жениться. Однако в пределах сотен километров есть только одна девушка по имени Тюльпан. Но, несмотря на любовь Асхата, она отказывается выходить за него, так как считает его лопоухим.


К сожалению, на «Оскаре» фильм не попал в шорт-листы.


Келин



В 2009 году казахстанский фильм попал в полуфинал «Оскара», картина «Келин» Ермека Турсунова вела борьбу за золотую статуэтку в номинации «Лучший иностранный фильм». Всего в ней были выдвинуты кинокартины из 65 стран мира. «Келин» попал в так называемый январский короткий список фильмов и едва не вошел в короткий список номинантов.


«Келин» повествует о зарождении тюркского этноса, действие происходит в пятом веке, за юную девушку - главную героиню борются сразу трое мужчин. Картина не обошлась без откровенных сцен, в Казахстане это вызвало шумиху вокруг, прокат которой даже пытались запретить. Одни назвали фильм высокохудожественным и прорывом в отечественном кинематографе, другие критиковали режиссера Ермека Турсунова. Это его дебютная работа, на протяжении всего фильма герои не произносят ни одного слова. На съемки картины ушло два года и около 1 млн долларов.


Заблудившийся



В 2010 году Казахстан выдвинул на «Оскар» без всякого успеха фильм молодого казахского режиссера Акана Сатаева «Заблудившийся». Это была его вторая картина. В фильме главный герой, его жена и маленький сын заблудились в степи и застряли на проселочной дороге. Они вынуждены провести ночь в машине. Наутро главный герой просыпается один — жена и сын таинственно исчезли.


Первые поиски приводят героя в одинокий домик, в котором живут старик и девушка. Странные жильцы этого необычного дома словно знают про его семью, про него, но пытаются скрыть это. 


Возвращение в «А»



В 2011 году Казахстан выдвинул на «Оскар» фильм Егора Михалкова-Кончаловского «Возвращение в „А“». Это полнометражный художественный фильм, снятый продюсерским центром «Байтерек» и студией PS TVС Егора Кончаловского на базе Киностудии «Казахфильм» им. Ш. Айманова. Первый казахстанский фильм в 3D-формате.


Молодая, креативная группа российских телевизионщиков и казахстанских кинематографов отправляется в рискованное путешествие из Алматы в Афганистан для съемок документального кино «По дорогам Александра Македонского». Их сопровождает человек, некогда воевавший на землях Афгана и потерявший ногу в ходе боевых действий – Марат Аюмов. Он хорошо владеет фарси, знаком с обычаями, традициями и афганскими законами. Но никто не знает, что он служил в составе мусульманского батальона спецназа ГРУ СССР под командованием легенды афганской войны «Кара Майора» и что у него есть и свои личные причины вернуться в Афганистан.


Войско Мын бала



В 2012 году на «Оскар» вновь выдвинули фильм режиссера Акана Сатаева «Жаужурек Мын бала». Это был уже исторический фильм, а не мистический триллер. Тема его для выдвиженцев от Казахстана — героическое прошлое, борьба против джунгарских войск. Самый кассовый фильм в Казахстане минувшего года в борьбе за «Оскар» ничем себя не проявил.


Шал



В 2013 году на «Оскар» снова свой фильм выдвигал Ермек Турсунов. К сожалению, его «Шал» не вошел в список девяти претендентов в категории «Лучший иностранный фильм». На первом этапе состязания среди претендентов на номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» была также картина первая российская картина в формате IMAX 3D «Сталинград» Федора Бондарчука. Оба фильма выбыли из оскаровской гонки.


Картина «Шал» снята по мотивам повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» и рассказывает историю семьи - старика, невестки и внука, которые живут в далекой степи. Фильм выходил в прокат 11 октября 2012 года.


Уроки гармонии



В 2014 году фильм Эмира Байгазина «Уроки Гармонии» не попал в лонг-лист картин, которые претендовали на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Тогда Казахстан вообще не был представлен. Официального заявления ни от киностудии «Казахфильм», ни от председателя казахстанского оскаровского комитета Сатыбалды Нарымбетова не было.


Жат



В 2015 году Казахстан в очередной раз выдвинул на «Оскар» фильм Ермека Турсунова «Жат». 105-минутная картина повествует о казахских кочевниках, живущих в суровых условиях степи. Главный герой фильма - парень по имени Ильяс в исполнении Ержана Нурымбета. Пережив голод 30-х годов, сталинские репрессии и Вторую мировую войну, он становится отшельником. В попытке сохранить свою свободу Ильяс вынужден столкнуться с общественным давлением. Сценарий фильма Турсунов написал, будучи студентом ВГИКа. Фильм номинировался в категории «Лучший фильм на иностранном языке».


Аманат



А казахстанская историческая драма Сатыбалы Нарымбетова фильм «Аманат» вошла в лонг-лист «Оскара» в 2017 году.


Драма, которая охватывает три периода истории Казахстана, от середины 19-го века до 20-го века, вращающаяся вокруг судьбы бывшего политзаключенного Ермухана Бекмаханова, который был приговорен к 25 годам лишения свободы за написание исторических книг о казахском национальном герое — Кенесары Касымове и о его национальном восстании.


Дорога к матери



Фильм казахстанского режиссера Акана Сатаева «Дорога к матери» выдвигался на соискание премии Оскар от Казахстана в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» в этом году.


Идею создания исторической драмы «Дорога к матери» режиссера Акана Сатаева поддержала Алия Назарбаева. Фильм рассказывает о казахской семье, через которую показана судьба целого народа, начиная с 1930-х годов и по сегодняшний день. На долю главного героя выпадает разлука с матерью и суровая война, но, несмотря ни на что, он всеми силами стремится вернуться домой.


Картина «Дорога к матери» на кинофестивале «Евразийский мост» в Ялте завоевала Гран-при. В сентябре 2017 в рамках международного кинофестиваля «Евразия» в Алматы фильму вручена первая премия «Тулпар» национальной академии кинематографических искусств и наук. Но уже известно, что награду юбилейной 90 церемонии не получит фильм Акана Сатаева «Дорога к матери». Кинокартина, выдвинутая в номинации «Лучший иностранный фильм», прошла предварительный отбор. Что само по себе можно рассматривать как успех.