Казахстанские художники сыграли «Дурные шутки». В галерее Artmeken открылась выставка к 70-летию подписания Всеобщей декларации прав человека.


11 казахстанских художников к 70-летию подписания Всеобщей декларации прав человека подготовили 12 работ-высказываний о казахстанской действительности. Выставка проходит в частной галерее Artmeken с 6 по 26 декабря при поддержке Фонда Сорос-Казахстан и Управления ООН по правам человека для Центральной Азии.


В трех залах представлены произведения, созданные в разных техниках: видео, керамика, живопись, инсталляция, графика и скульптура.


В первом зале представлены реакции художников на события 2018 года. Виртуальную экскурсию проводит куратор выставки, искусствовед Валерия Ибраева.



Валерия Ибраева: «Это работа художника Erden Zikibay. На картине мы видим мальчика из ЮКО, про которого все со временем благополучно забыли. Рядом с ним памятник Абаю, не сам Абай, а памятник Абаю и памятник не Абаю»



Валерия Ибраева: «Следующая знаковая для Казахстана вещь. Это знаменитая фотография с площади 1986 года, 16 декабря. Вы видите в интерпретации художника, как из этой крови, из этого героизма проросли цветы».



Валерия Ибраева: «Эта работа называется «Созвездие». На ней изображен вновь памятник Абаю и карта Алматы. Эти желтые пятна - места, где проводились митинги. Эта работа висела в Центре современного искусства «Целинный», и почему-то ее там никто не запомнил. Во время выставки у зрителей появится возможность подробно рассмотреть работу художника. И надо сказать, что я очень рада, что у нас висит живописная работа, потому что очень долго живопись была в большом кризисе, она никак не могла оторваться от иллюзорной передачи какого-то мотива без какого-то крупного содержания. Вот мы сейчас видим пример живописного полотна, которое способно рассуждать, автор которого способен рассуждать».


 

Валерия Ибраева: «Следующий знак не совсем напрямую относится к Казахстану. Когда художник Banksy продавал на аукционе Сотбис свою работу, шредер, встроенный в заднюю сторону работы, начал резать произведение и остановился на половине. Мы выяснили, что шредер так не работает. Banksy сделал это специально. Художница Сауле Дуйсенбина сделала копию работы. Единственное отличие - в цвете воздушного шарика. Это, несомненно, еще один узнаваемый символ Казахстана».




Валерия Ибраева: «Четвертый символ Казахстана. Этот художник живет в Астане, он сам, как я поняла, из престижной семьи, и его как городского молодого человека поразило то, что дети в предместьях Астаны возят воду в этих самых флягах домой. И вот он придумал такую технологическую помощь для юных казахстанцев. Но это скорее сарказм художника. На самом деле эта работа называется «Прорыв». В Астане в прошлом году прошла выставка EXPO, которая была посвящена энергии будущего, и при этом символом для художника остались фляги».



"В следующем зале представлена работа Елены и Виктора Воробьевых. Это не только казахстанские полицейские, фотографии сделаны в разных странах, включая самые демократические, и вместо человека, как вы видите, одеяло. Называется работа «Винтаж», от слова «винтить»».



Художники Елена и Виктор Воробьевы рассказали, что «Винтаж» - это продолжение произведения «Художник спит». Предыдущая работа представляла обычную комнату, помещенную в галерейное пространство. На кровати, укрывшись с головой, лежала фигура человека. Эта работа о том, как художник превратился в предпринимателя, а этот творец отстранился от суеты, отказался от борьбы за деньги и конъюнктуру и погрузился в сон.



Художник Елена Воробьева: «Тогда были достаточно глупые реакции, что значит, мол, вы спите а вот кто-то в тюрьме сидит и борется за ваши права. Мы так подумали над этими репликами и решили, а что будет, если наш художник проснулся и пошел на какую-то демонстрацию, что с ним станет? В это же время в мире происходили процессы, когда люди выходили на площади, и их «винтили» и запихивали в эти автозаки. Мы решили, что вот наш художник вышел с ними, и его, конечно, тут же скрутили, а защищает его только собственное вот это одеяло, такая метафорическая вещь».



«Следующая работа Зои Фальковой. Она сделана в Канзасе. Это копия чернофигурной греческой вазы. Художница ее интерпретировала по-своему. Здесь поднята проблема феминизма, затронута проблема беготни полицейских за мальчишками и девчонками».



Художник Зоя Фалькова: «Работа сделана в американской арт-резиденции. Находясь в Америке, ты очень хорошо чувствуешь основу этой цивилизации, что она греко-римская, начиная от права, от архитектуры, то, как там все организовано. И даже у нас в Казахстане «новая античность». Я поняла, что горшечное дело может быть очень хорошим медиумом для высказывания, потому что, на самом деле, мало что меняется, меняются только степень одетости бегунов на вазе и экипировка».



«Это работу сочинил Ербосын Мельдибеков. Этот ряд из пяти работ были сделаны в 2000 году. У него был большой исследовательский проект о природе насилия. Это все реальные съемки. Буквально пару месяцев назад пришли известия из дружественного Узбекистана. Хокимы двух областей Узбекистана загнали людей в арык и заставили стоять в наказание за неисполнение плана. Через 17 лет вот эти фантасмагории Ербосына претворились в жизнь и стали реальными.



«Это видео Бахыт Бубикановой, очень талантливой художницы. Она сделала перформанс по мотивам мультфильма «Том и Джерри». Мультяшный кот держит в руке что-то, а мышка ужасно хочет посмотреть, что именно. Здесь у художника мы можем заметить, что она в руке держит мобильный телефон. Мы бы хотели узнать, что за информация в этом телефоне, но она нам никогда в жизни не даст заглянуть в экран».



«Это работа Мансура Смагамбетова из Астаны. Безопасная клавиатура, сплошные лайки и смайлики, здесь интересно то, что новые технологии работают в искусстве. Это 3D-печать».



«Последняя работа - коллаж Павла Овчинникова. Весь мир делится новостями, а в Казахстане с 9 до 12 или в другое время происходят блокировки».



Организаторы выставки рекомендуют увидеть работы художников "в живую" и поделиться собственным прочтением.