Политолог Андрей Чеботарев: Обращение президента в КС – это звено в подготовке к транзиту власти


Директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев на своей странице в Facebook проанализировал обращение Нурсултана Назарбаева в Конституционный совет.


«Интересная новость по поводу обращения главы государства в Конституционный совет. Казалось бы, что п. 3 ст. 42 и ст. 47 Конституции РК четко определяют, в каких случаях и по каким основаниям могут быть прекращены полномочия президента страны.


Однако если взять его досрочное освобождение от занимаемой должности, то с этим не все так просто. Такой процедуры, как уход главы государства в отставку по определенным личным или политическим причинам, в Основном законе принципиально не предусмотрено. Досрочно же президент РК может покинуть свой пост только либо "при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни", либо отрешения от должности за совершение государственной измены. Причем порядок осуществления отечественного варианта импичмента делает его неосуществимым в принципе (по крайней мере, в отношении действующего главы государства Нурсултана Назарбаева).


В связи с этим данное обращение президента в Конституционный совет может означать только одно - выяснение возможности расширения понятия "досрочное освобождение" за пределы п. 1 ст. 47 Конституции РК. Иначе говоря, главе государства нужен ответ, может ли он подать в отставку, что называется, "по личному желанию" (как, например, это сделал в 1999 году его покойный ныне российский коллега Борис Ельцин) или нет. Какого-либо иного логического объяснения это обращение не имеет.


А вот решение Конституционного совета с официальным толкованием п. 3 ст. 42 может иметь самые серьезные и далеко идущие последствия. Можно, конечно, допустить, что данный орган оставит все как есть и никаких отставок главы государства, инициируемых им лично, не допустит. Такой вариант вероятен только в том случае, если президенту надо кому-то показать и убедить в том, что добровольно в отставку он уйти не может, поскольку Конституцией это не предусмотрено вообще. Правда, тогда возникает большой вопрос относительно этого "кто-то". Либо это кто-то из своих приближенных, стремящихся занять пост главы государства или хотя бы продвинуть сюда удобного человека, либо из внешних игроков, заинтересованных в том же самом.


Но по ряду оснований со стороны Конституционного совета, скорее всего, последует такое толкование данного положения Основного закона, которое позволит Елбасы покинуть пост президента РК в любой подходящий момент времени по собственному волеизъявлению. А это, в свою очередь, будет означать, что вариант будущего транзита власти через предстоящие президентские выборы (с выдвижением и обеспечением избрания на них кандидатуры потенциального преемника Елбасы) в Акорде может не рассматриваться. Однако при таком раскладе возможен только один из двух вероятных сценариев транзита власти:


1. Президент объявляет о своем уходе в отставку если не в ближайшее время, то точно до проведения президентских выборов. В таком случае, согласно Конституции РК, его полномочия перейдут к председателю Сената, а уже последний в статусе и. о. президента сам предпримет все необходимые меры для обеспечения своего избрания главой государства. Причем есть основания, что это может быть как действующий спикер Сената Касым-Жомарт Токаев, так и совсем другой человек, кого могут специально поставить на эту должность.


2. Глава государства сам участвует в президентских выборах (независимо от того, будут они очередными или внеочередными), снова переизбирается на свой пост и уже потом в любой подходящий момент уходит в отставку. В таком случае его преемник сможет руководить страной в статусе "и. о." на весь оставшийся срок. При таком возможном сценарии и. о. президента сможет укрепить свои позиции и по истечении соответствующего времени обеспечить свое избрание, став уже полноправным президентом РК. Естественно, при полном покровительстве и под контролем Елбасы как председателя Совета безопасности РК.


Конечно, в наших условиях делать какие-либо прогнозы, тем более по транзиту власти, достаточно трудно. Однако, как гласит народная мудрость, "чему быть, того не миновать". А вот как и когда, остается догадываться. Но если данное обращение в Конституционный совет не является своего рода загадкой президента своим согражданам и иностранным наблюдателям, то оно может стать серьезным звеном в процессе подготовки к транзиту власти".