Без директора магазин может открыться. А без кассира – нет


Бахыт Жумабаева пришла в компанию «Magnum» 12 лет назад, когда первый магазин этой сети только готовился к открытию. Для нее это была первая работа после окончания колледжа. За годы работы Бахыт прошла большую профессиональную школу, поработала в разных филиалах и освоила несколько специальностей. За это время она вышла замуж и стала мамой. Родную компанию Бахыт покидала, только уходя в декретный отпуск.


- Вы помните, как впервые пришли в «Магнум»?


– Конечно! Летом 2007 года я с красным дипломом закончила Семипалатинский политехнический колледж и поступила на заочное отделение университета. Я хотела сама оплачивать обучение, поэтому сразу стала искать работу. Обрадовалась, когда брат позвонил из Алматы и рассказал, что здесь открывается новый большой магазин – «Магнум» и есть много вакансий. В Алматы я приехала ранним сентябрьским утром. Помню, что было прохладно, я в тоненькой кофточке, на каблуках, с большущей дорожной сумкой добиралась на автобусе в офис компании. Там посмотрели мой диплом по специальности «Технологии мяса и мясопродуктов» и отправили на стажировку. Так я в тот же день попала в мясной цех первого «Магнума» на Абая, где начала работать продавцом. Составляла заявку рабочим цеха – сколько и какого мяса нужно, выкладывала на витрину по категориям, следила за чистотой. Коллектив сложился дружный и мне всё очень нравилось! Благодаря работе в «Магнуме» я смогла оплачивать свое обучение. Меня отпускали на экзамены и через три года я получила диплом о высшем образовании по специальности «Технология продовольственных продуктов».



- Как дальше складывалась ваша жизнь в компании?


– «Магнум» рос и развивался, появилось собственное производство, нужны были разные специалисты. Мне предложили стать марочницей - считать, сколько продукции произвели и сколько продали, маркировать упаковки готовой продукции, следить за соблюдением сроков хранения – мы не дожидаемся их истечения, заранее возвращаем такой товар поставщику или вовремя отправляем на утилизацию. Я успешно прошла стажировку и проработала на этой позиции шесть лет. За это время успела и замуж выйти, и в декрет сходить, и перейти в другой филиал «Магнума» - тогда открылся уже седьмой магазин нашей сети. Годы шли. Люди, с которыми мы когда-то начинали вместе работать в первом филиале, уже многого добились, перешли на работу в головной офис. Коллеги и родные стали говорить мне: «Ты уже так давно работаешь в компании, на хорошем счету, почему не пробуешь себя?» Я поинтересовалась, какие в компании есть вакансии. Среди прочих искали менеджера по сертификатам. «Отлично!», - подумала я, собрала документы, характеристику. И снова меня направили на стажировку, на этот раз на целых 3 месяца. Я продолжала работать, а в выходные дни стажировалась, сдавала промежуточные и итоговые экзамены. И наконец меня взяли!


- Складывается впечатление, что все вам давалось довольно легко. Или сложности тоже были на вашем пути?


– Конечно, были и трудные периоды. С самого начала новая работа мне очень нравилась. Это уже был совсем другой, более высокий уровень ответственности. Представьте себе, в каждом нашем магазине – тысячи разных товаров. И на каждый из них должен быть свой сертификат, где указано, что этот товар прошел проверку в такой-то лаборатории и соответствует стандартам. Сертификаты бывают разных видов, с разными сроками действия. Например, сертификат на овощи действителен всего неделю, а на канцтовары – не один год. По запросу покупателей мы должны немедленно предоставить действующие сертификаты на любую продукцию. И у меня с этим был полный порядок!


Тем временем «Магнум» продолжал расти, было уже 15 филиалов не только в Алматы, но и в других городах страны. Чтобы большая компания работала четко и слаженно, многие процессы автоматизировали. Если раньше в каждом магазине был отдельный менеджер по сертификатам, то теперь всего один человек с помощью специальных компьютерных программ контролирует

сертификаты по всей сети.


Компания не стоит на месте, это уже другой уровень стандартов. Без новых технологий мы бы никогда не стали лидерами рынка. Но как же мне было обидно, что мои новые знания и навыки стали не нужны! Ведь я так долго шла к этому! Неужели все придется начинать с нуля?! Работать марочницей мне уже было неинтересно. Звали оператором справочной службы в ночную смену,

но дочка была еще совсем маленькой, и я отказалась.



- Как вы нашли новые возможности для роста?


– Я подала свою кандидатуру в кадровый резерв – у нас есть специальная программа, направленная на то, чтобы помогать активным сотрудникам делать карьеру и в целом развиваться. Мне сообщили, что в новом магазине «Магнум Экспресс» в районе «Казахфильма» нужен старший кассир. И снова три недели проходила стажировку – каждый день, с утра и до вечера, в итоге успешно сдала экзамены.


До этого я никогда не работала кассиром, было тяжело. Самое сложное – привыкнуть к огромной ответственности. Ведь старший кассир это человек, который контролирует движение всех денежных средств в филиале и дает отчет по каждому тенге.


Смена была до 23.00. Пока магазин закроем, уже 23.30. Живу я в поселке, в 25 километрах от Алматы. До края города доезжала на служебном автобусе, а там меня уже ждал муж. Если дочку дома не с кем было оставить, то он брал ее с собой, и она спала в машине на заднем сиденье. Мужу рано утром тоже на работу надо, в общем, всей семье тогда пришлось проявить выдержку и терпение. Когда открылся большой и красивый «Магнум» в «Апорте» и мне предложили прийти сюда главным кассиром, я с радостью согласилась! И к дому ближе и работа интереснее.


- Чем отличается ваша нынешняя работа от работы в «Экспрессе»?


– В «Экспрессе» было всего 5 касс, а здесь 37 (вместе с кулинарией и справочной). А значит - намного больше сотрудников, клиентов, товаров, денежных средств, расхождений и ошибок, оборудования…


Даже вот такой простой пример: представьте, сколько мелочи нужно заказывать каждый день для того, чтобы на всех наших кассах хватало сдачи! «Магнум» в «Апорте» работает круглосуточно, в три смены. Когда я прихожу утром на работу, то первым делом принимаю выручку у ночных кассиров, выдаю аванс новой смене – для сдачи клиентам. Потом делаю отчеты для головного офиса, для ревизоров и т.д. Нужна тишина, сосредоточенность, ошибаться нельзя! Если я, например, не подам вовремя заявку в банк или что-то еще, значит подведу огромное количество людей.



Еще я всегда стараюсь поддерживать наших кассиров – подменить на кассе, если нужно, поговорить с покупателями. У кассиров очень непростая работа! Поток покупателей большой, кассиры работают на скорость, при этом они должны проверить каждую покупку – заглянуть в пакет, открыть коробочку, взвесить. И обязательно быть вежливыми, приветливыми в любой ситуации. Ведь клиент – это наше всё! А ситуации бывают разные... В общем, наши кассиры – большие молодцы и пока что cсовершенно незаменимые люди. Без директора магазин утром может открыться, а без кассира нет! Я тут очень многому научилась. Если бы меня сейчас отправили в «Экспресс», то мне уже было бы очень легко там работать.


- Вы уже много лет работаете в компании. Что вы цените в «Магнуме»?


– Мне нравится, что «Магнум» постоянно развивается, открываются новые магазины, расширяется ассортимент товаров, улучшается сервис. Каждый может расти вместе с компанией. Только для этого надо не бояться проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Можно проходить стажировки и получать новую профессию прямо на рабочем месте. Еще я очень ценю в «Магнуме» стабильность: зарплату, отпуск, премии. Компания очень многим людям дает работу и это большой плюс!