Японские инженеры построили робота из нейросетей и палок. Он сам научился ползать


Группа исследователей из Японии построила робота, у которого вместо конечностей были куски засохших веток неправильной формы. Несмотря на то, что веток было всего три, а их подвижность сильно ограничена, робот все-таки научился ползать, пишет Chrdk.


Прогресс в способах передвижений современных роботов связан не столько с совершенствованием механических и электрических узлов, сколько с развитием вычислительной техники и подходов к программному обеспечению. В основе многих роботов, способных к самостоятельным решениям, лежат искусственные нейронные сети и программы, архитектура которых имитирует устройство биологической нервной системы и алгоритмы глубокого обучения. 


То, что нейросети способны к обучению, если им задать правильную последовательность стимулов и соответствующее подкрепление, предположили еще в 50-х годах прошлого века. Но мощность компьютеров долгое время не позволяла раскрыть весь потенциал нейронных сетей. Сейчас доказано, что они могут работать практически с чем угодно, будь то поиск элементарных частиц, управление беспилотниками, определение пола мышей по писку или игра в Dota2.



Новый робот получил вместо конечностей три ветки неправильной формы (рогалину, полено и нечто кочергообразное), а потом нейросеть оценивала различные движения с точки зрения их эффективности: чем дальше получалось отползти, тем лучше. Со временем конструкция, собранная из палок и сервоприводов, начала ползать в заданном направлении, причем без участия человека. Этим поведение робота напоминало поведение живых существ.


Авторы отмечают, что в обычной жизни вряд ли кому-то придется строить робота из найденных в лесу сухих деревьев. Однако такой подход резко повышает пригодность роботов к ремонту в полевых условиях: в случае поломки конечности ее можно будет заменить буквально чем угодно. Адаптирующаяся к новой «ноге» нейросеть сможет доковылять на бревне, обрезке трубы или иной импровизированной конструкции до специализированного сервисного центра. Те же компоненты, которые обеспечивают перемещение конечностей, могут быть стандартизированы и поэтому тоже окажутся доступны для многих мастерских, подобно тому как сегодня даже в небольших автосервисах можно достать запчасти к популярным моделям автомобилей.