Китайский мессенджер спровоцировал у пользователей альтруизм


Социологи изучили информацию о том, как более трех миллионов китайцев дарили друг другу деньги, пишет Chrdk. Оказалось, что чем больше люди получали в подарок, тем больше они дарили. На такое альтруистическое поведение влияло также время, когда человек получал деньги, и размер группы пользователей, в которой он состоял.


Социологи давно ищут ответ на вопрос «Почему люди делают что-то полезное другим людям?» Надежных исследований не получается, потому что в них должны участвовать тысячи людей, а собрать такую выборку сложно, если не брать в расчет студентов (а по ним нельзя судить о поведении всех представителей общества).


На шаг ближе к разрешению одного из главных вопросов социологии ученые стали благодаря китайскому мессенджеру WeChat. По данным 2018 года, им пользуется более миллиарда человек в месяц. В 2014 владельцы мессенджера запустили приложение Red Packet, с помощью которого можно подарить деньги группе друзей. Оно основано на китайской традиции «тао хунбао», согласно которой друзья или родственники дарят друг другу на праздники или по другим случаям деньги в специально украшенных красных конвертах (именно к ним отсылает название приложения). 


За все время существования Red Packet китайцы подарили в нем около 36 миллионов «красных конвертов» примерно на 24 миллиона долларов. Примечательно, что подарок распределяется между участниками группы рандомно, суммы не одинаковые, и все видят, кому сколько досталось.


Исследовательская группа из ученых Массачусетского технологического института и Университета Цинхуа заинтересовались тем, как ведут себя люди, получая в подарок деньги таким образом. Мотивирует ли это их делиться подаренным с кем-то еще? Дарит ли счастливчик больше, чем остальные? Чтобы ученые смогли проверить свои гипотезы, компания Tencent (владелец WeChat) предоставила анонимизированные данные более трех миллионов пользователей приложения, состоящих в 174 тысячах групп.


Оказалось, что щедрость пользователей в первую очередь зависела от размера полученной суммы. Чем она была больше, тем вероятнее счастливчик опережал остальных членов группы, посылая следующий красный конверт. Ученые делают вывод, что это подтверждает гипотезу, согласно которой самые удачливые участники группы должны делиться с другими щедрее всех.


Другой интересный результат состоит в том, что 81,4% самых удачливых пользователей Red Packet отправляли больше денег, чем получали. В среднем получатель отправляет следующему 18,29% от полученной суммы в течение 24 часов. Этот эффект растет в течение первых трех часов после получения подарка, а затем стабилизируется, то есть люди чувствуют «приступ щедрости» примерно три часа после собственной удачи.


Также анализ показал, что в малых группах люди охотнее дарят деньги, что подтверждает один из тезисов теории игр, который объясняет такое поведение тем, что люди ожидают скорой компенсации. Если в группе были друзья пользователя, это также повышало вероятность того, что он пошлет деньги. Вместе с тем их отсутствие не сводило такую вероятность на нет: оказалось, что люди склонны отправлять денежные подарки и плохо знакомым людям.


В среднем все получатели передаривали 10,34% от суммы, которую получили, а самые удачливые дарили деньги другим в 1,5 раза чаще, чем остальные. Общий вывод такой: люди действительно склонны делиться своей удачей, а платформа, распределяя подарки неравномерно, побуждает их к этому. Исследователи предполагают, что на самых удачливых действует негласное социальное давление, побуждающее их уменьшить несправедливость распределения денег и передарить их еще кому-то, раз им самим досталось больше других.