Технический аналитик крупнейшей розничной сети рассказал о секретах успешной карьеры и роботах в ретейле


Поменять геологоразведку на розничную торговлю? Легко, если ты классный специалист. Руслан Курмушев пришел в Magnum из горнорудной компании, где занимался оцифровкой месторождений полезных ископаемых. Сегодня он знает, как избавиться от рутины в торговле и тратить время на развитие сервисов для покупателей.


НАЧАЛО. Я родом из Тараза, закончил казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмеда Яссауи по специальности «вычислительная техника и программное обеспечение». В начале двухтысячных начал работать в горнорудной компании, которая вела геологические изыскания в Южно-Казахстанской области.


Геологоразведка – сложная вещь. Мой отдел занимался автоматизацией процессов в компании, а также оцифровкой данных о месторождениях. Раньше геологи все карты чертили карандашом на бумаге. А мы весь архив перевели в электронный формат, используя, в том числе 3D-моделирование.


Вместе с головным офисом компании я переехал из Тараза в Алматы. А когда наша штаб-квартира вернулась на юг страны, я решил остаться здесь.


КАРЬЕРА В MAGNUM. Сначала я познакомился с Magnum, как покупатель. Мне нравилось делать здесь покупки. Глядя на масштаб сети, я думал – наверное, интересно работать в такой большой компании! Отправил резюме и после собеседования в августе 2016 года начал работать в отделе поддержки учетной системы. Я помогал сотрудникам, если возникали какие-то проблемы в работе с системой.


Через пару лет перешел в отдел методологии процессов, занимался разработкой технических заданий. В чем сложность этой работы? Нужно помочь заказчикам (внутренним подразделениям компании) четко сформулировать – чего они хотят. Заранее в деталях описать, какой будет результат от автоматизации процесса. Потом прописать алгоритмы достижения цели и передать программистам для реализации. Для составления техзаданий требуются навыки работы с пользователями, умение анализировать и структурировать информацию. 


У нас было много интересных проектов. Например, мы автоматизировали печать ценников. Во время акций в каждом магазине меняются больше тысячи ценников. Раньше на их подготовку и печать уходило по нескольку часов. Мы разработали программу, которая сама берет из базы данных информацию о скидках, оформляет ценники, и ночью запускает их на печать во всех филиалах. Утром в каждом магазине люди приходят на работу, а ценники со скидками уже готовы: остается только повесить.



Другой пример – бухгалтерские отчеты. Все предприятия должны сдавать отчет в течение 15 дней после завершения налогового периода. По мере роста сети нам приходилось предпринимать все больше усилий, чтобы уложиться в установленный законодательством срок. Тогда мы собрали рабочую группу и придумали, как это автоматизировать. И теперь на подготовку отчетов по всей компании уходит всего один-два дня.


За счет автоматизации также кардинально сократилось время проведения ревизии. Раньше магазин приходилось закрывать на целые сутки, всё считали вручную в каждом магазине отдельно. Сейчас учет остатков происходит автоматически централизовано по всей сети. А ревизоры только делают сверку на местах. Для этого ненадолго закрывают по одной секции в магазине, а все остальные продолжают работать. Это намного удобнее для покупателей.


Внедрение каждой такой программы экономит очень много рабочего времени и снижает издержки компании. За счет этого Magnum может предлагать еще более низкие цены.


НОВЫЕ ЗАДАЧИ. Совсем недавно я получил повышение и стал начальником отдела методологии процессов. В команде отдела работают 12 человек – это бизнес-аналитики и технические аналитики. Все имеют опыт работы IT, бухгалтерии, бизнес-подразделениях. Ведь мы должны хорошо понимать суть тех процессов, которые необходимо упростить с помощью автоматизации. Для бизнес-аналитиков обязательно знание законодательства, которое регулирует эти процессы.


Я только учусь быть руководителем такого интересного и сложного отдела. Моя работа стала намного масштабнее. Теперь я вижу все задачи, которые приходят от бизнес-подразделений компании, и распределяю их между членами команды, помогаю и подсказываю. 

Самое классное, что мы имеем дело с очень разными проектами, для которых не бывает одинаковых решений. Поэтому каждая задача требует не только знаний, но и умения мыслить творчески, нестандартно.



Недавно начали работать над интересным проектом – автоматизацией уценки товаров. Сейчас уценка – это очень сложный процесс, который предполагает множество поэтапных согласований. Мы должны помочь сделать его более простым и эффективным. Система будет сама анализировать историю продаж товара, время до истечения срока годности и еще множество параметров. Исходя из этого она будет предлагать оптимальную глубину уценки. Но конечное решение останется за специалистами и руководством компании, потому что в ретейле важен человеческий подход.


ГЛАЗАМИ ПОКУПАТЕЛЯ. Все, что мы делаем, сводится к очень понятным целям. Мы хотим, чтобы в наших магазинах всегда был нужный каждому покупателю товар по лучшей цене. Звучит просто, но, когда речь идет о крупнейшей в стране розничной сети, это по-настоящему амбициозная техническая и интеллектуальная задача.


Сейчас Magnum также рассматривает возможность выхода на рынок e-grocery (продажа товаров повседневного спроса - продуктов питания, напитков, детского питания, бытовой химии, сопутствующих товаров и т.д. в интернете).


Чтобы на экране компьютера или в мобильном приложении можно было заказать любой из 20 тысяч товаров, которые продаются в нашей сети. По тем же привлекательным ценам, что и в обычном нашем магазине, да еще и с доставкой на дом.


Думаю, что привычные офлайн-магазины никогда не закроются. Потому что есть товары, которые хочется выбирать самому, оценивая вид, запах, фактуру. Но покупка стандартной упакованной продукции будет все больше уходить в интернет. Е- grocery - очень перспективное направление развитие ретейла.


ЦЕННОСТИ. Самое ценное в компании – команда. Когда есть единомышленники, работать интереснее и продуктивнее. Мне приятно, что мы разрабатываем такие процессы, которые напрямую отражаются и на покупателях, и на наших внутренних подразделениях. 


Для меня самое главное – не стоять на месте, развиваться, учиться. Многое приходится осваивать в ходе работы. Компания поддерживает, проводит тренинги, направляет на курсы. Например, я недавно проходил обучение по Agile и Scrum – это эффективный подход к проектным разработкам.

Мне нравится анализировать, придумывать, как сделать сложные процессы более простыми и эффективными. Когда удается решить какую-то проблему, меня это очень воодушевляет, чувствую, что я приношу пользу, помогаю людям.


Я хотел профессионального, карьерного роста и здесь моя мечта осуществилась. В нашей компании можно развиваться бесконечно. Люди приходят работать кассирами, а становятся директорами филиалов. Это мотивирует!