Адресную справку отменят с 1 ноября. Рассказываем, зачем она была нужна и почему ее отменили


Один из самых востребованных документов, который получают казахстанцы в ЦОНЕ – адресная справка. HOLA News рассказывает, для чего она была нужна и почему ее решили отменить для физлиц.


Адресная справка – это документ, который подтверждает регистрацию жителя по какому-либо адресу. В документе указаны дата и адрес прописки.


Эту справку требовали во множестве случаев: при устройстве на работу, поступлении в вуз, определении детей в детские сады и школы, когда оформляли пенсии и социальные пособия, решали вопросы наследования имущества и проводили банковские операции. Почему же отказались?


"Выяснилось, что в основном их требуют госорганы, которые не имеют права этого делать и частные организации при трудоустройстве, хотя таких требований нет в Трудовом Кодексе", - написал на своей странице в Facebook министр цифрового развития Аскар Жумагалиев.


Адресную справку можно было получить за 10-15 минут двумя способами: через ЦОН и электронное правительство. Справка имела бессрочный характер, несмотря на то, что на ней было написано, что действует она всего 10 дней.


И вот с 1 ноября адресную справку отменят для физических лиц.


"Сами граждане сведения об адресе регистрации могут проверять у себя в личном кабинете на портале электронного правительства. Собственники жилья также могут проверить через портал или мобильное приложение электронного правительства сведения о лицах, зарегистрированных у них по адресу. Отмена выдачи адресных справок сократит излишний бумажный документооборот и необходимость гражданам обращаться в ЦОНы за справками", - заявили в Министерстве внутренних дел.


Но справку могут запросить госорганы, зайдя на сайт электронного правительства. Как госорганы могут ее получить объяснил министр цифрового развития Аскар Жумагалиев:


"Сегодня уже более семи миллионов казахстанцев зарегистрированы в базе мобильных граждан. Это значит, что они могут подтвердить через SMS-запрос третьего лица на получение справки и им не нужно никуда ходить. Остальным придется один раз зарегистрировать в ЦОНе свой номер, но это того стоит. Процедура регистрации занимает несколько минут и даёт множество преимуществ. После регистрации номера вы также сможете получать более 25 сервисов и справок через Telegram без электронной цифровой подписи".


Кроме отмены адресной справки в Казахстане планируют перевести в электронный формат еще 28 услуг.


"Таких справок на очереди уже сейчас 28. То есть, 28 справок плюс к адресной справке мы планируем просто убрать. И тогда наша жизнь будет еще намного легче. И наше время мы потратим на семью, на детей, на близких", - сказала председатель госкорпорации "Правительство для граждан" Асемгуль Балташева.


Чаще всего в ЦОНе и ЭЦП (Электронное цифровое правительство) люди запрашивают следующие документы:



Эти документы требуют в разных ситуациях, но в большинстве при трудоустройстве. Однако по закону они не нужны. Работодатель не имеет права требовать документы, не предусмотренные статьей 31 Трудового кодекса РК.


Чтобы устроиться на работу вам необходимы: