"Памятник казахстанской коррупции": как строили Astana LRT


Агентство по противодействию коррупции создало следственно-оперативную группу, которая расследует строительство Astana LRT. Оно проверит, насколько обоснованна стоимость проекта. HOLA News вспоминает, как начинали строить Astana LRT и почему это вызвало столько нареканий.


В Нур-Султане в 2020 году должен заработать легкорельсовый наземный транспорт Astana LRT. Впервые о проекте заговорили еще в 2006 году, а строить начали только в 2011-м. С тех пор прошло восемь лет, но LRT не готов даже наполовину. За это время пришел новый президент, Астана стала Нур-Султаном и поменялись пять акимов. С самого начала вокруг LRT было много споров и инцидентов: проект несколько раз замораживали и начинали строить вновь, менялись графики работ, инвесторы и протяженность.


Вспоминаем, как строили Astana LRT


LRT планировали строить в три этапа. Изначально проект включал в себя 27 станций, 49 единиц подвижного состава и три депо. Его протяженность была 61,1 километра, а стоимость — 1,8 миллиарда долларов. Легкорельсовый транспорт должен был курсировать по городу.


Затем по поручению Нурсултана Назарбаева проект сократили до 41,8 километра. LRT планировали строить уже не по городу, а от аэропорта до ЖД вокзала.


Сейчас протяженность LRT 22,5 километра. Количество станций сократили до 11. Стоимость уменьшилась на 300 миллионов: теперь на проект потратят 1,4 миллиарда долларов.


Хронология событий


2006 год


Аким столицы Умирзак Шукеев представил технико-экономическое обоснование проекта. В сентябре он был назначен акимом ЮКО.


2008 год


Следующий аким Аскар Мамин говорил, что проект не нужен и предлагал БРТ за 180 миллионов тенге.


Но потом на пост руководителя Астаны назначили Имангали Тасмагамбетова. Он принял решение возродить Astana LRT.


2010 год


Объявлено о строительстве наземного транспорта в столице. На отчетной встрече с населением аким Тасмагамбетов рассказал, что этот проект поможет разгрузить дороги. Правительство Франции выделило грант в 570 тысяч евро.


2011 год


В апреле Имангали Тасмагамбетов создал подведомственную акимату структуру ТОО "Астана LRT", которая и была определена заказчиком на проектирование и строительство легкорельсового транспорта. По словам Тасмаганбетова, строительство первой линии должно было начаться в 2014 году и закончиться в 2016-м.


Нурсултан Назарбаев принял участие в закладке капсулы в честь начала строительства. Был определен строительный подрядчик первой очереди проекта ЛРТ в лице Консорциума французских компаний "Альстом", ТОО "АИС-Астана" и ТОО "Инвестпромпроект".


В научно-исследовательском проектном институте генплана Астаны пообещали, что в 2014 году завершится строительство первой ветки, а к 2030-му LRT закольцуют по всему городу. Но стройку так и не начали из-за дороговизны. Как тогда объясняли, основная финансовая нагрузка по проекту падала на республиканский бюджет.


2013 год


LRT собирались строить за счет займов международных финансовых организаций. Рассматривался вариант финансирования через Азиатский банк развития, который заключил, что проект слишком дорогой.


Французская компания Alstom предложила только строительство и поставку основного состава (без работ по проектированию и выносу инженерных сетей) за 2,3 миллиарда евро. Нурсултан Назарбаев посчитал это дорогим. Он поручил акимату заняться внедрением только одной очереди, менее расходной. Он предложил альтернативный вариант: выделенные полосы для скоростных автобусов BRT.


Экс-председатель правления "Астана ЭКСПО-2017" Талгат Ермегияев позже осужденный за коррупцию тоже был обеспокоен расходами на строительство LRT:


"БРТ - это дешевле, более 130 миллиардов тенге будет стоить. Тогда как легкорельсовый транспорт - только первый комплекс стоил 235 миллиардов тенге до "Абу-Даби Плаза" от аэропорта. А БРТ охватывает всю систему развязки в городе, и он будет стоить не более 135 миллиардов тенге".


2014 год


Нацбюро обнаружило, что из бюджетных средств "Астана LRT" перечислили более 300 миллионов тенге на счет одной из подрядных организаций, превысив действующий лимит на 125 миллионов.


ИмангалиТасмагамбетов заявил, что они рассмотрели альтернативный вариант – BRT за 135 миллиардов тенге.


Руководителем Astana LRT назначили Талгата Ардана, который работал в управлении пассажирского транспорта столицы.


На пост замакима Астаны пришел внук Назарбаева Нурали Алиев.


2015 год


Были выявлены финансовые нарушения на девять миллиардов тенге, тем не менее, в "Астанагенплане" заявили, что LRT будет строиться, правда, только после 2020 года. По данным организации, линия должна была проходить от международного аэропорта по проспекту Кабанбай батыра вдоль выставки EXPO-2017 через комплекс "Абу-Даби Плаза" до нового железнодорожного вокзала.


Адильбек Джаксыбеков стал новым акимом столицы. Он приостановил строительство БРТ и решил возродить LRT. Нурсултан Назарбаев одобрил это решение. Нурали Алиев объяснил, почему:


«Перед акиматом стояла иная задача: построить современную линейную систему пассажирского транспорта без значительного воздействия и нагрузки на улично-дорожную сеть. В условиях быстрого роста столицы в будущем LRT минимизирует влияние на улицы и дорожную ситуацию”.


Затем Казахстан начал с Китаем переговоры об LRT. Сначала был подписан меморандум о сотрудничестве с консорциумом во время поездки премьер-министра Карима Масимова в Пекин. После долгих переговоров стороны заключили договор, и президенты Китая и Казахстана подписали первую часть ЕРС-контракта и кредитное соглашение на финансирование проекта.


После этого Банк развития Китая выделил 1,6 миллиардов долларов под 2,5 процента на 20 лет. Тогда проект обещали сдать к 2020 году.


Работы должен выполнять консорциум в составе китайских компаний China Railway Asia – Europe Construction Investment Co., Ltd, Beijing State – Owned Assets Management Co., Ltd, China Railway No.2 Engineering Group Co., Ltd.


80 процентов стоимости проекта покрывает заем Банка развития Китая, оставшаяся часть – софинансирование из республиканского бюджета — более 200 миллионов долларов.


Технико-экономическое обоснование LRT прошло государственную экспертизу и было утверждено Комитетом транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК.


2016 год


Нурали Алиев рассказал о программе модернизации транспортного комплекса Астаны на 2015–2019 годы. Там говорилось, что они изучили мировой опыт и выяснили, что LRT станет «идеальным решением для столицы».


Его пообещали запустить к ЭКСПО. Протяженность снова сократили до 22,4 километра, 18 станций и 19 единиц подвижного состава. Эстакада должна была соединить Международный аэропорт Астаны, специализированная выставка ЭКСПО, многофункциональный комплекс "Абу-Даби Плаза" и железнодорожный вокзал "Нұрлы жол".


“Это система легкого метро, маршрут которого пролегает по эстакадному пути, над землей, тем самым практически исключая нагрузку на традиционную транспортную систему. Помимо этого, LRT обеспечит безопасность, мобильность, комфорт пассажироперевозок, а также существенно сократит время передвижения”, - говорил Нурали Алиев.


В марте он покинул пост заместителя акима Астаны.


После этого заместитель акима Астаны Сергей Хорошун сообщил, что LRT запустят только в конце 2018 года.


Была подписана заключительная часть EPC-контракта с Китаем. Впервые в истории Казахстана государственную гарантию получила компания квазигосударственного сектора, то есть подведомственная акимату Астаны структура ТОО "Астана LRT" смогла заключить полноценный долгосрочный международный контракт.


2017 год


Нурали Алиев уехал в Лондон, а проект забрал заместитель премьер-министра Аскар Мамин. Он создал Дирекцию строительства Astana LRT, которая и начала стройку.


Уже новый аким столицы Асет Исекешев сообщил о пересмотрении основных пунктов договора — изменение стоимости проекта, расширение колеи рельсов и сокращение территории депо.


Аким Исекешев объявляет главе «Astana LRT» Талгату Ардану выговор. Позже Ардан был освобожден от этой должности.


После смены руководства начались судебные разбирательства из-за невыполненных обязательств предыдущего начальства. Было начато досудебное расследование по уголовному делу на имя Талгата Ардана Его объявили в международный розыск.


Весной китайский подрядчик пожаловался президенту Казахстана, что им мешают закончить работу в срок. Новые условия контракта представители китайских компаний назвали неприемлемыми и пригрозили не только разрывом договора, но и штрафными санкциями.


Тем не менее строительство LRT началось. Для этого в Астану привезли 791 рабочих из Китая. Всего было привлечено 1 414 человек, которые на 17 октября 2017 года успели возвести 1 974 буронабивных сваи, 143 ростверка, 38 опор и шесть сборных балок.


2018 год


Была озвучена стоимость проекта LRT протяженностью 22,4 километра - один миллиард 887 миллионов долларов. Его обещали завершить до 31 декабря 2019 года, запустить в 2020-м.


26 июня на LRT было выделено 16,2 миллиарда тенге из госбюджета


На следующий день стало известно, что 258 миллионов долларов бюджетных денег застряли в Астана банке. Из них 100 миллиардов тенге – часть китайского кредита в «Астана Банке».


2019 год


Аким столицы Бахыт Султанов сообщил, что строительство было приостановлено из-за возникших проблем с финансированием со стороны китайских инвесторов. На счетах ликвидированного "Банка Астаны" "замороженными" остаются около 200 миллионов долларов. Акимат совместно с Нацбанком и министерством финансов пытается взыскать деньги.


Депозит Astana LRT, размещенный в Банке Астаны был передан Фонду проблемных кредитов.


«ФПК проводит работу по изысканию возможности возврата этих средств, первые итоги предварительные есть, но основная работа нам предстоит в предстоящие два года. Вероятность возврата средств оставшегося депозита мы считаем на уровне не более 30-40%», - сказал глава Нацбанка Ерболат Досаев.


На сегодня ФПК вернул только 3,4 миллиарда тенге для строительства LRT с замороженных счетов "Банка Астаны".


Акимат и правительство решали, как можно реализовать проект за счет внутренних источников в тенге, чтобы смягчить условия финансирования. Стало известно, что на сооружение Astana LRT будет затрачено уже 1,6 миллиарда долларов. Правительство одобрило госгарантию на эту сумму.


Акимат Нур-Султана и Астана LRT планируют рефинансировать заем Госбанка развития КНР через выпуск облигаций "Астана LRT" на бирже МФЦА на сумму до 1,5 миллиарда долларов. Из них 344 миллиона направят на погашение кредита, а остальные деньги пойдут на строительство.


Министр Скляр сказал, что займ на строительство переформатируют:


"Он будет выделен не Китаем, а за счет других источников. Гарантии переподписаны. Вопросом о финансировании занимается акимат Нур-Султана. Но скажу, что работу не останавливали, а несколько сократили темпы. Работа продолжается, и в установленные сроки - конец 2020 года - обещали запустить движение".


Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости более предметного изучения ситуации вокруг строительства LRT в Нур-Султане. Он раскритиковал проект и заявил, что не верит в окупаемость LRT:


«Существует риск, что неокупаемый проект повлечет постоянное получение субсидий и ляжет бременем на государство в целом. Поручаю правительству совместно с акиматом поставить точку в данном вопросе, внести конкретные предложения. Ответственные лица, предлагавшие проект, должны ответить на вопросы, я думаю, контролирующих органов. И по этому поводу должны высказаться депутаты парламента, как так получилось?».


Глава компании Бекмырза Игембердинов сказал, что 344 миллиона долларов из китайского займа уже потрачено. Сделано всего 15 процентов. Причем на строительство ушло только 313 миллионов долларов. Тогда глава Астана ЛРТ сказал, что на проект не хватает еще 1,5 миллиарда долларов. Он отметил, что Казахстан отказался от китайских денег, потому что было много разногласий между самим консорциумом китайских компаний и Банком Китая.


30 июля премьер-министр Аскар Мамин на заседании правительства сказал, что проект полностью пересмотрен, проведена работа по оптимизации. Всего экономия по стоимости проекта составит 1,2 миллиарда долларов. Из них 350 миллионов сэкономят на строительно-монтажных работах. Он пообещал, что переведенные ранее средства в «Банк Астаны» будут возвращены в городской акимат и потрачены на строительство. Количество станций решили сократить до 11. Окончательную стоимость оценили в 1 миллиард 45 миллионов долларов.


В тот же день руководитель Астана LRT Бекмырза Игембердинов заявил, что Талгат Ардан объявлен в международный розыск.


По словам старшего следователя следственного департамента Нацбюро Данияра Бигайдарова, расследование по подозрению в злоупотреблениях должностными полномочиями в отношении Талгата Ардана было начато лишь летом 2018 года.


Позже Асет Исекешев пояснил, что материалы о нарушениях, допущенных экс-руководителем "Астана LRT" Талгатом Арданом, были направлены в полицию в 2017 году. Именно тогда, когда он покинул пост главы компании.


Сейчас решен главный вопрос - источник финансирования Astana LRT.


«Сейчас проводится работа с банками второго уровня. Мы договорились с Народным банком на трехпроцентнный займ в 500 миллионов долларов, еще на 100 миллионов – с холдингом «Байтерек». И этого достаточно, чтобы начать работу в этом году. Всю эту процедуру нужно пройти, мы каждый день работаем над этим», - сказал аким столицы Алтай Кульгинов.


Но PR-служба Halyk Bank заявила, что банк не принял окончательного решения о финансировании строительства Astana LRT.


Во время официального визита президента Токаева в Китай 11-12 сентября проект Астана LRT признали пассивным.


8 октября на совещании в столичном акимате Касым-Жомарт Токаев назвал LRT «сомнительным», поручил установить четкие сроки завершения строительства и активизировать расследование:


«О строительстве злополучного легкорельсового транспорта - LRT. Правительство и акимат все же решили продолжать работу по вводу в действие этого, мягко говоря, спорного проекта, о чем я говорил на совещании в правительстве. Другого выхода, как мне докладывают, уже нет, поскольку слишком далеко зашли. Я вообще не понимаю, как можно было такой проект пускать в дело. Поручаю правительству и акимату города установить конкретные сроки возобновления работ и завершения первой очереди ЛРТ, а также определиться по графику и механизму реализации второй очереди. Амал жоқ».


Касым-Жомарт Токаев не видит пользы в этом проекте:


«Протяженность LRT - 22,5 километра. Запланировали 18 станций. Слушайте, вы на соревнованиях по марафону бегаете больше, чем 22 километра. А для чего тогда строить LRT? 18 станций - это значит, что чуть больше одного километра один отрезок пути. Мы пешком на прогулках больше ходим».


Алтай Кульгинов утверждает, что от проекта не стоит отказываться. Есть две причины.



"Договоры подписаны, там арбитраж. Арбитраж - это уже обязательства государства. Последствия будут уже намного серьезнее по финансовым обязательствам. Поэтому пошли на оптимизацию, отказались от займа Китайского банка развития".



"В APC-контракте не предусмотрен платеж НДС со стороны нашего иностранного партнера. Мы уже все за это время подписали, дополнительное соглашение, это дополнительно дало 200 миллионов долларов налога в бюджет государства".


Президент поручил Агентству по противодействию коррупции активизировать расследование:


«Нужно идти не по верхам, констатируя бегство за границу одних, но это было запланированное бегство – понятно, не замечая других, в частности, руководителей акимата, которые когда-то ведь принимали решение, их подписи наверняка есть. Это не проблема, которая фокусируется на одном исполнителе, даже если он руководитель компании ЛРТ. Например, решение принимал акимат же. Пойдите глубже, это очень спорный проект, экономически непонятный. Конечно же, придется его реализовывать, как настаивают правительство и акимат, поскольку есть и международные обязательства. Но давай разберемся с этим вопросом».


10 октября в Нацбюро заявили, что проверят обоснованность стоимости Astana LRT. В 2014 году компания заключила договоры на разработку проектно-сметной документации по завышенной цене:


«При установленной государственной экспертизе стоимостью 2,6 млрд тенге ЛРТ заключен договор на 4,2 млрд тенге, из которых подрядчиками оплачено 3 млрд тенге, разница составила 412 млн тенге. Указанные средства обналичены и похищены с помощью лжепредприятий».







«Мы проверяем полностью сотрудников акимата, должностных лиц "Астана LRT". Точный круг определять не буду сейчас, но нами проверяются все лица, включая руководящий состав акимата. Более десяти человек. Мы ограничивать никого не будем. Мы дойдем до истины. Нами установлено, кто подписывал», - сказал руководитель второго департамента Нацбюро Сергей Перов.

Построенные железобетонные опоры для легкорельсового транспорта на въезде в город астанчане в шутку назвали "памятником казахстанской коррупции". Они даже предложили оставить LRT в таком состоянии в качестве арт-объекта. Но строительство все же продолжается. По планам руководства, оно завершится к концу июня 2020 года, в августе 2020 года будет запуск первого электропоезда.