На сайте российского издания Insider опубликована статья эксперта в космической отрасли Вадима Лукашевича, в которой говорится о масштабной коррупции при строительстве ракетного комплекса "Байконур".
Президент России Владимир Путин во время визита Нурсултана Назарбаева в Москву предложил назвать планирующийся еще с 2004 года совместный российско-казахстанский ракетный комплекс "Байтерек" в честь Первого Президента Казахстана. За время работы над проектом его стоимость выросла с $233 млн до $1,6 млрд, а сроки осуществления сдвинулись на неопределенное время. Эксперт в космической отрасли Вадим Лукашевич описывает, как участники международного проекта, не заинтересованные в его практической реализации, постепенно сосредоточили свои усилия на долгосрочной и взаимовыгодной коррупционной дележке бюджетов и как они помогали в этом друг другу.
HOLA News публикует полную версию статьи.
"Наша жизнь полна символов, которые мы порой не замечаем. И космонавтика не является исключением. Предложение Путина назвать комплекс "Байтерек" в честь Назарбаева весьма символично.
…В конце 1991 года распался Советский Союз, и предмет нашей национальной гордости – космодром Байконур – оказался на территории суверенного Казахстана. Новорожденная Россия начала трудные переговоры об аренде Байконура. Ситуация была не в нашу пользу: только с Байконура можно было запускать космонавтов и осуществлять пуски "Протона" – единственной отечественной ракеты-носителя тяжелого класса.
Чтобы Казахстан был посговорчивее в цене, России нужно было продемонстрировать "малозначимость" Байконура. Для этого в 1992 году было инициировано два проекта: строительство нового космодрома на Дальнем Востоке и разработка новой ракеты-носителя на замену "Протону", которая будет запускаться с российской территории. Это было сиюминутное политическое решение "в пику" Казахстану, но именно оно определило вектор развития отечественной космонавтики на обозримое будущее.
Новой ракетой стала "Ангара", которая должна была запускаться с существовавшего космодрома Плесецк, а новым космодромом Свободный – расформированная 27-я Краснознаменная дивизия РВСН в поселке Углегорск Свободненского района Амурской области. В переговорах с Казахстаном это был "кнут", который позволил России заключить долгосрочный договор аренды Байконура на приемлемых условиях.
Через некоторое время маятник российско-казахстанских отношений в космической области качнулся в обратную сторону – потребовалась "морковка". Ею и стал совместный проект "Байтерек" по строительству стартового комплекса под ракету-носитель (РН) "Ангара-А5" на Байконуре, согласно которому российская сторона отвечала за создание РН, а Казахстан – за строительство старта. И эта "морковка" оказалась настолько вкусной, что ее многолетнее поглощение скоро стало основной целью проекта.
История "Байтерека" – это наглядный пример того, как участники международного проекта, не заинтересованные в его практической реализации, сосредоточили свои усилия на долгосрочном и взаимовыгодном "пилении" каждый своего бюджета, помогая друг другу в этом увлекательном процессе. И это устраивает всех причастных к "Байтереку".
Первоначально (при подписании межправительственного соглашения 22 декабря 2004 года) стоимость нового старта оценивалась в $233 млн при планах первого пуска в конце 2010 года. В сентябре 2009-го было объявлено, что "работы начнутся с 2010 года", а стоимость работ на период 2010-2011 гг. оценивалась примерно в $370 млн. В 2010 году стоимость переоборудования под запуски "Ангары" универсального комплекса стенд-старт (УКСС), оставшегося от программы "Энергия-Буран", была оценена уже в $1,06 млрд, а сроки первого запуска сдвинулись на 2013-2014 годы.
12 декабря 2010 года заместитель председателя Национального космического агентства Казахстана Мейрбек Молдабеков, выступая в Мажилисе (нижней палате парламента), определил стоимость проекта 2Байтерек" для Казахстана в $700 млн. В сентябре 2011-го председатель Национального космического агентства Казахстана (Казкосмос) Талгат Мусабаев озвучил новые цифры: стоимость проекта – $1248 млн, срок завершения проектных работ – 2012 год, начало строительства – 2013 год, завершение проекта – 2017 год.
В начале ноября 2011 года удалось утвердить техническое задание на опытно-конструкторские работы по космическому ракетному комплексу "Байтерек". Но и после этого, через 7 (!) лет после начала проекта, на встрече глав Казкосмоса и Роскосмоса 20 декабря того же года стороны всего лишь "…подтвердили заинтересованность в создании КРК "Байтерек" на Байконуре… и решили создать рабочую группу из специалистов для детального рассмотрения всех вопросов по финансированию". 9 января 2012 года глава Роскосмоса Владимир Поповкин в интервью газете "Известия" озвучил "новую" стоимость проекта – $1,6 млрд.
В декабре 2012 года Талгат Мусабаев заявил: "…стороны действительно ведут переговоры относительно будущего комплекса "Байтерек", но жестких договоренностей пока не достигнуто. <…> Проект не преодолел фазу проектных работ. Основными причинами затягивания сроков явились задержка российского проекта на 47 месяцев и увеличение стоимости более чем в 7 раз
Источник "Коммерсанта" в правительстве РФ отреагировал на это так: "Еще в 2010 г. замглавы Казкосмоса оценивал создание наземной инфраструктуры "Байтерека" в $700 млн. С тех пор ничего не изменилось: инфраструктуры как не было, так и нет. Непонятно, за счет чего выросла стоимость работ. Поэтому говорить, что вина лежит только на России как минимум некорректно".
Истинная причина роста стоимости "Байтерека" понятна из характерного комментария осведомленного участника проекта с российской стороны:
"Только я видел четыре проекта и с десяток вариантов прорисовок. И уже тогда (три года назад) было ясно, что это исключительно баблопопил с обеих сторон. Казахи очередную порцию спилят и просят у наших очередной проект как обоснование очередных затрат. А наши им в ответ сразу парочку [новых] проектов как подтверждение конструкторского поиска с требованием вознаграждения за проявленное рвение. Я наблюдал эти увлекательные итерации дважды и видел готовившиеся документы для третьего цикла. Далеко ходить не надо – отдельные прорисовки есть под рукой, например, эта картинка, которая обошлась казахам примерно в 6 млн рублей, 5 из которых они получили в Москве назад, налом, в американской валюте. <…> Экономических расчетов нормальных не было? Были, сам видел – куда, кому, в каком виде занести. И сроки были жесткие. Жесточайшие. И они выполнялись неукоснительно, будучи приуроченными к датам в авиабилетах командированных".
Я пришел к выводу, что "Байтерек" имел три ипостаси в зависимости от уровня вовлеченных участников:
Здесь вообще создалась идеальная среда для попила – пока цели "наверху" не согласованы окончательно, "Ангары" не видно даже на горизонте, понятно, что никто ничего всерьез делать на УКСС не начнет. А бабло на старт (обследование, НИОКР и прочее) выделяют, да и КД постоянно меняется и "плывет" – тут только идиот не начнет пилить. Это главное, и это единственное реальное объяснение роста стоимости проекта "в процессе".
В феврале 2013 года, то есть после девяти лет "реализации" проекта "Байтерек", Россия и Казахстан смогли договориться о… замене ракеты-носителя: теперь место "неготовой" "Ангары" занял "Зенит".
В начале 2014 года над проектом нависла новая напасть: "Реализация проекта "Байтерек" <…> в лучшем случае может начаться только через несколько лет" ("Военно-промышленный курьер", 21 января 2014 года). Причина – Казахстан не является участником международного режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Кроме того, пока Казахстан привыкал к российско-украинскому "Зениту", Россия сумела так испортить свои отношения с Украиной, что "Зенит" перестал существовать (Россия отказалась от его закупок в феврале 2015 года).
И в декабре 2014 года в долгоиграющей волынке проекта "Байтерек" появился новый куплет из старого текста – на московском заседании совместной рабочей группы с участием Роскосмоса и Казкосмоса проработана возможность… возврата (!) проекта на РН "Ангара" с выбором "конкретного варианта, предложенного российской стороной": "Планируется до конца первого квартала 2015 года на уровне Казкосмоса и Роскосмоса утвердить План совместных действий по корректировке ТЭО и принятию окончательного решения по проекту. В случае положительного решения КРК "Байтерек" будет создан на космодроме Байконур к 2022 году".
Через год эта "мыльная опера" стала совсем скучной. 28 декабря 2015 года ТАСС со ссылкой на пресс-службу Аэрокосмического Комитета Министерства по инвестициям и развитию Казахстана (Казкосмос) сообщил, что по итогам состоявшегося накануне в Москве совещания по вопросам сотрудничества на комплексе Байконур "…принято решение о создании рабочей группы, которая к 25 января 2016 года сформирует совместные предложения Роскосмоса и Казкосмоса по условиям и реализации проекта "Байтерек", а также дальнейшего функционирования совместного предприятия "Байтерек". В совещании приняли участие главы Казкосмоса и Роскосмоса Талгат Мусабаев и Игорь Комаров".
Новая фаза "продолжения сотрудничества" в рамках проекта "Байтерек" наступила в июне 2016 года: вместо РН "Зенит" было предложено использовать перспективную РН "Феникс", создание которой предусмотрено Федеральной космической программой России на 2016-2025 гг. с началом НИОКР (стоимостью 30 млрд рублей) в 2018 году. И пока будущей ракеты нет, партнеры по "Байтереку" должны были заняться модернизацией и совместной эксплуатацией ракетного комплекса "Протон", с которого… будет снята третья ступень. Эта песня тоже была недолгой – легкий "Протон" так и не появился, и сегодня дни "Протона" уже сочтены.
1 ноября 2016 года и. о. гендиректора Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Рано Джураева сообщила журналистам, что "…соглашение между правительствами России и Казахстана по проекту "Байтерек" будет подписано до конца года. Оно будет касаться объемов инвестиций с обеих сторон, а также облика ракеты "Сункар", которую будут создавать российские специалисты для этого проекта". И пока суд да дело, на смену базы для "Сункара" – "Фениксу" – пришел "Союз-5" с началом летных испытаний в 2024 году, позже переименованный в "Иртыш"...
Ракеты как не было, так и нет, стартового комплекса тоже, но к чехарде переименований ракеты добавилось новое достижение – несуществующий старт "Байтерека" стал "Назарбаевским стартом". С началом эксплуатации, если повезет, в 2023 году. Как видим, чиновникам "Байтерека" с обеих сторон везет уже 15 лет…
А что же космодром Свободный? Почил в бозе за ненадобностью в 2007 году. Потому что в лучших российских традициях на его месте с конца 2007 года строится новый российский космодром Восточный. Первоначально предполагалось, что с нового космодрома будет стартовать новая ракета "Русь" с новым пилотируемым космическим кораблем. Сегодня мы знаем, что никакой новой ракеты нет, с космодрома летает старый "Союз" без космонавтов, потому что нового корабля тоже нет (хотя этот несуществующий корабль уже успел сменить свое имя с "Федерации" на "Орел").
Строительство Восточного превратилось в скандальный долгострой, сопровождаемый срывом сроков, массовой невыплатой зарплат, разворовыванием средств и низким качеством работ. Сегодня на космодроме введены в эксплуатацию только самые необходимые для выполнения пусков объекты и начаты работы по сооружению второй очереди (стартовый комплекс для "Ангары") при незавершенности работ по первому этапу строительства. Пилотируемые пуски с Восточного по-прежнему остаются делом далекой перспективы.
26 сентября глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин сказал, что космодрому Восточный может быть присвоено имя Владимира Путина: "Я думаю, придет время и для этого". Не Сергея Королева или Юрия Гагарина, а Путина. И это правильно – "как вы яхту назовете, так она и поплывет". Всю жизнь нас окружают символы, нужно только уметь их читать".