Почему переворачиваются автобусы в Казахстане


В Казахстане за последние четыре месяца произошло три ДТП, в которых переворачивались автобусы.


15 июля автобус с 47 пассажирами перевернулся по дороге на Алаколь в Алматинской области. Три человека пострадали.


25 сентября произошло ДТП на трассе Алматы Усть-Каменогорск, пострадали два человека.

В автобусе находилось 25 пассажиров.


Последний случай произошел 3 декабря. Перевернулся автобус в Кызылординской области на автодороге Кызылорда – Кумколь. По предварительным данным, водитель не справился с управлением из-за гололеда. В салоне автобуса находилось 36 человек. Зампредседателя Комитета административной полиции МВД Жанат Абдрахманов сообщает о восьми погибших и 21 пострадавшем в результате аварии.


По данным статистической службы Европейского союза (Евростат), Казахстан входит в пятерку мировых лидеров по числу ДТП. Высокий уровень аварийности объясняют несоблюдением правил дорожного движения, техники безопасности, неудовлетворительным состоянием дорог и дефицитом квалифицированных водителей.


В Казахстане нет государственного органа, контролирующего безопасность транспорта. Есть инспекция транспортного контроля по городам и областям, но единой службы по надзору в сфере транспорта, как, например, в России нет. А главное, отсутствуют четкие и единые правила: кто может работать водителем пассажирских автобусов, а кто нет, и какими должны быть эти автобусы по техническим характеристикам, срокам эксплуатации.

То, что не запрещено, разрешено. Отсутствие правил приводит к ситуации, когда перевозку большого количества людей на дальние расстояния доверяют водителям без необходимого опыта и квалификации. Это все равно что управлять пассажирскими самолетами и поездами доверяли всем, кто просто научился делать это на тренажерах, объяснили корреспонденту Hola News в общественном движении "Общая дорога".


В Казахстане ежегодно по вине водителей автобусов совершается порядка 500 аварий, в результате которых погибают около 60 и получают увечья более 800 человек.


В МВД согласны с тем, что это нездоровая статистика. В числе причин там называют недисциплинированность водителей и "отсутствие целенаправленной профилактической работы и контроля со стороны должностных лиц, ответственных за выпуск пассажирского автотранспорта на линию".


Полицейские рейды обнаружили, что каждый шестой междугородний и городской автобус, выходящий на линию, технически неисправен, хотя у половины из них стоит отметка о предрейсовом контроле. Выявлены факты управления автобусом, не прошедшим обязательный техосмотр.


Все эти нарушения возможны потому, что нет единых требований к организации перевозок и проведению предрейсового осмотра. Хотя в случае пассажирских автобусов речь, так же как на самолетах и поездах, идет о безопасности большого количества людей.


По словам постоянного представителя ВОЗ в Казахстане Олега Честнова, из 100 процентов погибших на дорогах 60 процентов можно было бы спасти. Он призывает водителей быть внимательными при изучении ПДД и специального курса по оказанию первой медицинской помощи.